Суббота, 20.04.2024, 12:02
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Ученикам » Статьи Ученикам

Организация учебно-исследовательской деятельности по формированию у учащихся экологической культуры на уроках химии, биологии и английского
Организация учебно-исследовательской деятельности по формированию у учащихся экологической культуры на уроках химии, биологии и английского языка.

Актуальность темы.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Мы должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить простейшие исследования, рефлексию своей деятельности. Ученик должен научиться самостоятельно осуществлять продуктивную деятельность, направленную на саморазвитие и самоизменение. Молодой человек, стремящийся к успеху в профессиональной и личной жизни, должен уметь эффективно и экологически целесообразно действовать в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах деятельности, и находить правильные решения. Основной результат эффективной самореализации– достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих способностей в сфере экологической культуры.

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.

 В настоящее время современная школа должна обеспечивать функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионольно-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

 Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения.

В общеобразовательной школе одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения. Концепция технологии учебно-исследовательской деятельности, основывается на личностно - деятельностном подходе, который означает ориентацию учебного процесса на постановку и решение самими школьниками познавательно - коммуникативных и исследовательских задач.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный характер. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.

Основное противоречие эпохи, породившее экологические проблемы cостоит в том, что человек все больше преодолевает непосредственную зависимость от стихии природных сил и одновременно укрепляет свои связи с природой, так как все больший круговорот веществ и энергии вовлекается в жизнедеятельность общества. Проявляется это в ускоренном темпе преобразования среды жизни и медленном темпе естественной эволюции; потенциальной беспредельности духовного прогресса человека на основе социальной программы и социального наследования и сравнительной ограниченности его физического изменения на базе генетической программы; беспредельности изменения природы и ограниченности биологических возможностей человека приспособиться к изменениям природной среды.

 Уровень мировоззрения личности определяется нравственной оценкой проблем, возникающих между природой и обществом. Это заставляет обратить пристальное внимание на экологизацию образования, т.к. не вызывает сомнения тот факт, что гармоничное соотношение практической деятельности с фундаментальными научными законами, в том числе и экологическими, возможно только в обществе образованных людей, которое академик В.И.Вернадский определил как ноосфера или сфера Разума.

 В настоящее время современная школа должна обеспечивать функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионольно-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

 Одним из подходов для решения проблем экологической культуры является организация учебно-исследовательской деятельности. Концепция технологии учебно-исследовательской деятельности основывается на личностно - деятельностном подходе, который означает ориентацию учебного процесса на постановку и решение самими школьниками познавательно - коммуникативных и исследовательских задач.

 Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для формирования учебно- исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности техникумах, в вузах, колледжах.


Проблема исследовательской деятельности учащихся имеет глубокие корни. Зарубежные педагоги Ж.-Ж Руссо, И.Песталоцци, Ф.Дистервег Г.Кершенштейнер, Дж.Дьюи, С.Френе и др. высказали идею побуждения ребенка к познанию мира через исследования и открытия. В России данную позицию поддерживали Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. В начале XX в. в России, в трудах таких ученых как, И.Г. Автухов, П.П. Блонский, Б.В. Всесвятский, А.П. Пинкевич, И.Ф. Свадковский, С.Т. Шацкий и др. наблюдалась переоценка исследовательского метода обучения, который признавался единственно правильным и эффективным, но впоследствии исследовательский метод был отвергнут, и лишь в 1960-х гг. вновь возродилась идея организации учебно-исследовательской деятельности школьников.

 В последнее время внимание ученых было обращено на разработку различных аспектов организации исследовательской деятельности учащихся, в частности исследователи В.И. Андреев, А.В. Леонтович, А.А. Лебедев, Е.В. Набиева, А.С. Обухов, А.И.Савенков, Е.В. Титов, Л.Ф. Фомина, А.В. Хуторской и др. большое внимание уделяли определению понятия «исследовательская деятельность учащихся».

 Несмотря на приоритетность и актуальность данной проблемы, к настоящему времени опубликовано очень мало работ, содержащих систему заданий для исследовательской деятельности учащихся по экологии и методические рекомендации по их использованию.

 В публикациях посвященных организации учебно-исследовательской деятельности , с нашей точки зрения недостаточно полно раскрывается методика организации учебно-исследовательская деятельности во внеурочное время на примере местного материала .

 Проблема содержания, организации исследовательской работы учащихся недостаточно разработана и нуждается в дальнейшем исследовании. Таким образом, в теории и практике обучения экологии сложились противоречия между:

-реализацией в воспитательном процессе проблем экологического воспитания у учащихся и развитием экологической культуры;

-формированием у учащихся в образовательном процессе экологических знаний, умений, навыков и применением их в практической деятельности;

-организацией в учебном процессе экологических мероприятий и целенаправленной работы по формировании и развитии экологической культуры во внеурочное время.

 Цель :

формирование у учащихся экологической культуры.


Задачи:

- формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;


- формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;


- формирование потребности в здоровом образе жизни.

- вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению природы своего края, в конкретную экологическую деятельность;


Выделяю следующие наиболее перспективные идеи, содержащиеся в работе по методу учебно-исследовательских работ:

• укрепление связи школы с жизнью;

• развитие индивидуальных творческих способностей и склонностей учащихся;

• развитие умений планировать свой учебный труд и самостоятельно выполнять
его;

• систему контроля и самоконтроля.

«С философской точки зрения, экологическая культура включает две стороны: материальную, (все формы и результаты взаимодействия общества с природой) и духовную (экологические знания, умения, убеждения и навыки» (Анисимов Т. В., М., 2002 с.98)

Апробация .

Программа реализовалось, формировалась постепенно, а предпосылками к ее созданию были: 1) многолетний опыт работы; 2) пробудившийся и постоянно возрастающий интерес учащихся 5-11 классов к преподаванию ясной и понятной детям экологии, «живой» и «реальной» биологии и экологии. А с 2013 года начали апробировать данный метод и на уроках английского языка.

 Методы исследования:

• Метод теоретический.

• Анализа философской и педагогической литературы по исследуемой
проблеме.

• Эксперимент

• Анкетирование

• Наблюдение.

• Методы математической обработки данных.

Новизна разрабатываемой методики заключается в том, много теоретической литературы, но очень мало практической литературы. Мало литературы учебно-исследовательской деятельности учащихся по вопросам экологии . В связи с чем,  нами с целью развития экологической культуры учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности  был разработан  план – учебно-исследовательской деятельности учащихся по вопросам экологии во внеурочное время на примере местного материала. ( Например: с помощью пчел- биоиндикаторов. )

Теоретическая значимость состоит

- в обосновании взаимосвязи биологического образования и экологической картины мира;

-в актуализации проблем экологического воспитания учащихся и развитие экологической культуры;

-в изучении необходимой литературы определение понятийного аппарата и в результате составления модели учебно-исследовательской деятельности учащихся по вопросам экологии во внеурочное время на примере местного материала.

Практическая значимость учебно-исследовательской деятельности :

-разработка плана исследования на примере местного материала, например: с помощью пчел- биоиндикаторов;

 -разработка методических рекомендации по использованию модели учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время;

 -материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ и преподавателями дополнительного образования.

 Примененная в ходе работы методика может быть применена к любому другому населенному пункту (деревне, селу, городу) и ко всему региону и стране в целом. Разработанные нами методы позволять без материальных затрат выявить причины нарушения, принять меры по их устранению

Аналитическая часть.

Исходя из проектной идеи о формировании личности, я с 2003 года работаю над проектно-исследовательской деятельностью обучающихся.

В её основе лежат гуманистические принципы:

ребёнок учится только через действие;

ребёнок имеет свои индивидуальные возможности учебной деятельности;

 ребёнок осваивает мир в целостном восприятии;

 ребёнок учится от другого ребёнка, так же как и от учителя на уроке;

 ребёнок успешен в учении только тогда, когда ему хорошо;

 ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют

 « Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений, что в полной мере возможно при соблюдении вышеперечисленных условий» (Одинцова, 2002. С. 97).

В ходе учебно-исследовательской деятельности у учащихся стараюсь развиваются следующие способности:

• Коммуникативные:

– умение вести дискуссию

– умение отстаивать свою точку зрения

– умение находить компромисс

– умение вступать в диалог, задавать вопросы

•  Поисковые:

– умение самостоятельно генерировать идеи

– умение самостоятельно найти недостающую информацию

– умение выдвигать гипотезы

– умение устанавливать причинно – следственные связи.

• Социальные:

- умения коллективного планирования

- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач

- навыки делового партнёрского общения.

• Литературно-лингвистические:

- умение уверенно держать себя во время выступления

- описание идеи

- речь, мимика, жесты

- умение отвечать на вопросы

Применение учебно-исследовательской деятельности в работе даёт мне возможность также использовать следующие формы работы:

1. Учащиеся работают индивидуально, это делаю для того чтобы ребята поняли значимость обучения, работали на равных учились коммуникабельности в общении.

2. Я только руковожу поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя. К сожалению, программа по экологии не совершенна и есть ещё много вопросов, с которыми дети столкнутся на практике, вижу мою цель в этом вопросе в том, чтобы предостеречь ребят от негативных воздействий во взрослой жизни, потому что больше этому их никто не научит. Главное что здесь я не навязываю своё мнение, дети сами путем собственного поиска примеров приходят к нужному решению.(например вред курения, алкоголя. наркотиков, ранней половой жизни и т.д.)

3. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая меня для работы с отдельными учениками или группами. Стараюсь в этот момент поднять значимость слабых учеников, достучаться до их собственной мотивации, добиться чтобы они поверили в свой успех. Главное при этой форме работы ориентироваться на слова «Я могу, у меня получиться». Очень многие ребята добились успехов . Например: Шайхулова Розалия 8 класс, она за два года добилась 2 места муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по биологии и экологии и 1 место в муниципальном этапе МАН школьников. Огромная мотивация сделали своё дело. В этом 2012 году Розалия участвовала в трех Республиканских конкурсах. В конкурс учебно-исследовательских работ выставки «Юннат-2011-2012» были представлены работы Шайхуловой Розалии и Гаязова Филюса благодаря этим работам наша школ стала лауреатом. Участвуя в конкурсе «Молодежь Башкортостана исследует окружающую среду» Розалия была награждена грамотой МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ за активное участие.  Продолжая свое стремление к саморазвитии 7 февраля она участвовала в конференции «Мой край родной- Башкортостан» и была награждена почетной грамотой за особый творческий подход в выполнении исследовательской работы, представленной на Республиканском конкурсе «Мой край родной- Башкортостан».

И так чтобы этот метод, учебно-исследовательской деятельности работал необходимо:

• признавать достоинства;

• одобрять успех;

• делать работу привлекательной;

• давать ребёнку шанс («Ты можешь и ты добьёшься»);

• хвалить, награждать ученика.

 В совместной учебной работе над учебно-исследовательской работы меняется характер взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и учителем. Учитель становится партнёром в работе, совместно со мной учащиеся осваивали такие её стороны, как целеполагание, планирование, контроль и учёт. И самое главное результат.

Категория: Статьи Ученикам | Добавил: BorisM (11.01.2014)
Просмотров: 2216
Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Система Orphus

Яндекс.Метрика